воскресенье, 20 декабря 2009 г.

Тайна Санта-Клауса

Образ белобородого старца, который зимой тайно проникает в дома и дарит подарки, имеет долгую историю. В начале ее стоит житие св. Николая, Мир Ликийских чудотворца, - сообщает Христианский Мегапортал www.invictory.org со ссылкой на Regions.ru. В нем рассказывается, как в городе Патары, где подвизался св. Николай, один некогда богатый, но совершенно разорившийся человек, в отчаянии решил было продать своих трех дочерей в публичный дом. Святитель ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. По легенде, один из мешочков попал в лежащий на полу чулок одной из девушек. Именно в память об этом тайном даре в Европе повелся обычай оставлять у изголовья чулок, куда св. Николай принесет подарки. 
В житии есть и рассказы о других случаях такой же тайной благотворительности святого. В некоторых из них он подбрасывает деньги в дымоход: отсюда распространенное в Европе убеждение, что Рождественский дед проникает в дом через печную трубу (поэтому во многих странах его сопровождают веселые трубочисты). 
Первоначально считалось, что святой Николай дарит подарки в канун своего праздника - в ночь на 6 декабря. 
В XVI веке в результате Реформации в нескольких странах Европы культ святых вообще и культ св. Николая в частности исчез. Однако голландцы, хотя и стали протестантами, сохранили старый католический обычай: дети по-прежнему ждали, что ночью на 6 декабря к ним придет Синтерклаас (так звучит "святой Николай" по-голландски). 
В начале XVII века голландцы основали в Америке колонию Новый Амстердам, которую вскоре уступили англичанам, так что Новый Амстердам стал Нью-Йорком. За несколько десятилетий обычай праздновать день св. Николая от голландцев переняли все американцы. В их произношении Синтерклаас превратился в Санта-Клауса. 
В те времена этот белобородый старец в длинной мантии с капюшоном или в епископской одежде был добрым, но строгим. Он одаривал тех, кто того заслужил, и наказывал неблагодарных и ленивых. 
Через несколько десятилетий американцы объединили "детский" праздник св. Николая с Рождеством - праздником младенца Христа. Это было тем легче, что на Рождество тоже дарили детям подарки - от имени младенца Христа и в воспоминание о дарах волхвов. Так св. Николай стал совершать свои ночные обходы в ночь на Рождество.
Первым описал, как св. Николай путешествует от дома к дому и одаривает детей, писатель Вашингтон Ирвинг в 1809 году. В 1821 году некий пастор Клемент Кларк сочинил для своих детей рождественскую сказку, где действует симпатичный Санта-Клаус. У Кларка это тучный улыбающийся старец; епископскую митру он сменил на отороченную мехом шапку, а епископский жезл - волшебная палочка из сахара. Ослика, на котором как утверждала древняя традиция, разъезжал святой Николай, сменили сани, запряженные восьмеркой быстрых северных оленей. 
1860 году Томас Наст, иллюстратор и карикатурист нью-йоркского журнала "Гарпер иллюстрейтед уикли", одел Санта-Клауса в красные одежды с широким кожаным поясом, поверх которых была наброшена белая шуба. За тридцать лет он сделал сотни рисунков, где запечатлел все основные моменты легенды о Санта-Клаусе. Именно он "поселил" Санта-Клауса на Северном полюсе: на одном из рисунков 1885 года мальчик и девочка разглядывают карту, на которой обозначен путь Рождественского деда от полюса до США.
Наконец, свой нынешний вид Санта-Клаус приобрел благодаря рекламным плакатам компании "Кока-Кола", автор которых - художник Хэддон Сендблом: это всем известный добрый пузатый старик, излучающий веселье и добродушие. 
В России до октябрьского переворота рождественская обрядность не успела устояться. Как известно, обычай ставить рождественскую ель ввел Петр Великий, и в народе не прижился. Дарить на Рождество подарки тоже стали довольно поздно и только в городах: в деревнях зато долго держался обычай колядовать, всем известный из Гоголя. Елка и подарки под ней становятся устойчивой приметой праздника только к концу XIX века. Чаще всего детям говорили, что подарки им дарит младенец Христос. 
Большевики, придя к власти, отменили все христианские праздники и связанные с ними традиции. Но в тридцатые годы Сталин начал демонстративно возвращать некоторые приметы уничтоженного им мира, приспосабливая их к господствующей идеологии. Так многие приметы Рождества вернулись в быт, но были решительно оторваны от прежнего контекста: зимним праздником стал Новый год.
Рождественская елка символизировала весь мир: наверху - Вифлеемская звезда, ниже - звезды-гирлянды, шарики-планеты и ангелочки, еще ниже - фигурки животных, под елкой - вертеп, изображающий пещеру, где родился младенец Христос, рядом - подарки детям от Того, Кто родился. Новогодняя елка никакого определенного значения не имела - разве что вечнозеленое дерево ассоциировалось с зимой, а звезда на верхушке - с кремлевскими звездами. 
Ни младенец Христос, ни святой Николай на советском празднике появиться, конечно, не могли. Поэтому был создан образ Деда Мороза: за основу взяли европейского Санта-Клауса, придали ему некоторые черты Морозко из русской сказки, а в качестве свиты дали ему внучку Снегурочку из одноименной оперы Римского-Корсакова. Но новогоднее настроение - предвкушение добрых чудес - заимствовано у Рождества.
Американизированный образ Санта-Клауса нравится не всем европейцам. В Австрии и Германии разрастается общественное движение католиков против коммерциализации главного в католическом календаре праздника. Организаторы австрийской общественной кампании "За младенца Иисуса" предлагают заменить коммерциализованный образ старца в красном тулупе образами младенца Иисуса и "подлинного Санта-Клауса" - св. Николая. Начиная со 2 декабря участники этой "антидедморозовской" кампании раздают наклейки с надписью "Зона, свободная от Санта Клауса", а также листовки, напоминающие о религиозном смысле Рождества. То же происходит во многих городах Германии и Чехии. "Коммерческий Санта-Клаус пусть убирается откуда пришел - в США", - призывает чешское рекламное агентство "Креатив копирайтерс клуб". - Санта-Клаус воплощает американизацию чешского Рождества. Мы хотим, чтобы символом этого праздника остался образ младенца Иисуса в яслях".

Комментариев нет: